Agkz.ru - игровой новостной портал
321 способ выйти из комнаты. «КоОPERAция» на фестивале «Архстояние-2019»

321 способ выйти из комнаты. «КоОPERAция» на фестивале «Архстояние-2019»

Только ленивый, наверное, не доехал за эти годы до Никола-Ленивца. То, что когда-то задумали, осуществили и продолжают делать там Николай Полисский, Антон Кочуркин, Юлия Бычкова и вся команда, вряд ли можно описать в нескольких словах. Хотя одно, всем понятное и знакомое слово всё же существует. «АРХСТОЯНИЕ» – фестиваль ландшафтных объектов, прошедший 26-28 июня 2019 года уже в четырнадцатый раз.

Николай Полисский и Антон Кочуркин

Кто-то говорит про отечественный аналог знаменитого американского арт-фестиваля «Burning Man», кто-то просто называет «местом силы», но одно можно сказать точно: странный мир, возникший когда-то на заповедных лугах национального парка Угра, переносит всех в иное измерение и позволяет иначе увидеть окружающее пространство и прислушаться к себе.

Зрители на фестивале

Поэтому даже вопроса не возникает, как авторам и организаторам проекта «КоОPERAция» пришло в голову привезти на Архстояние оперы, созданные в рамках лаборатории в течение этого года. «Территория для 321 исполнителя» – именно так звучала тема нынешнего Архстояния. Когда само место порой диктует не только форму, но и содержание, когда пространство Никола-Ленивца и его арт-объекты становятся не просто декорациями или сценой, а самыми что ни на есть настоящими участниками спектаклей, уже невозможно представить, что «КоОPERAция» могла случиться где-то еще.

Опера «Блуждающие огни»

Но сначала расскажем немного о самой лаборатории «КоОPERAция». Автор идеи и художественный руководитель лаборатории – режиссер Екатерина Василёва. Объединить в процессе создания музыкального спектакля людей разных творческих специальностей – мысль, конечно, отличная, но весь вопрос в том, как это реализовать на практике. Драматурги, режиссеры, вокалисты, музыканты, художники прошлым летом приехали в Никола-Ленивец, присматриваясь к территории и друг к другу. И увидев результат годичной работы, до сих пор сложно освободиться от восторженной улыбки слегка (а местами и ощутимо) сошедшего с ума от счастья зрителя и слушателя. Потому что это действительно крутой пример реализации идеи, проекта, когда за результатом виден процесс как творческий акт. И очень правильное попадание в место и время.

Екатерина Василёва, Женя Беркович и команда спектакля «Тео»

Но главное всё-таки – это люди. Хочется бесконечно петь дифирамбы героическим вокалисткам из Театра голоса «ЛА ГОЛ», задействованным в большей половине спектаклей. Олегу Пайбердину, дирижеру, руководителю ансамбля «Галерея актуальной музыки» и демиургу происходящего. Всем исполнителям, художникам по свету, звукорежиссерам и музыкантам. Организаторам же просто нужно ставить прижизненный памятник или, точнее, арт-объект. Когда глубокой ночью закончилась последняя опера, любые попытки сформулировать свои ощущения оказались бесполезными. Внимание: слишком большая концентрация прекрасного в один день, несмотря на внушительные размеры территории фестиваля (более 300 га) вызывает моментальное привыкание и стойкую зависимость!

Дирижер Олег Пайбердин

Теперь, когда с овациями и эмоциями покончено, очень хочется рассказать про сами оперы. Это действительно то, что проходит по ведомству современной музыки – всё, что является антидотом к нафталину, рутине, унылому и утомительному, но одновременно талантливо, интересно – в музыкальном и в драматическом аспекте. А еще это актуально по отношению к контексту происходящего здесь и сейчас. 

Опера «CURIOSITY»

  • CURIOSITY

Музыка: Николай Попов
Текст: Татьяна Рахманова
Режиссер: Алексей Смирнов

Единственная из всех «кооперативных» опер, полностью представленная в закрытом пространстве, внутри арт-объекта «Ленивый зиккурат». Вообще-то «Curiosity» – это название марсохода NASA. В основе партитуры – язык программистов, управляющих марсоходом с Земли. Казалось бы, где мы и где Марс? Оказывается, рядом. И параллели с происходившим на Земле в год, когда марсоход был запущен, вдруг оглушают. На импровизированной сцене три исполнителя, экран и музыканты. Атональность музыкального ряда только усиливает этот оглушающий эффект. Музыка Николая Попова вряд ли станет любимой среди фанатов Верди и Чайковского, но казалось, что практически все, попавшие в Зиккурат (очередь на вход в разы превышала возможности пространства) перенеслись в стены NASA или бродили среди марсианских каналов. После аплодисментов хотелось уйти куда-то в поле, остаться одному и помолчать, переживая внутри себя всё услышанное и увиденное.

Опера «WOOD WIDE WEB»

  • WOOD WIDE WEB

Звуковой художник: Жан-Давид Мери
Автор идеи, режиссер и ко-сценограф: Капитолина Цветкова-Плотникова

Это опера растений. Да, вы не ослышались. Всё тот же бесконечный чеховский поиск новых форм приводит всех нас туда, о чем еще полвека мечтать могли только фантасты. Соединить экспериментальные научные исследования с музыкой и театром и поговорить о человеке на языке растений? Ты заходишь в лес, где говорят деревья и цветы. Сквозь прозрачные странные инсталляции из веток, грибов, проводов и металлических пластин зрители видят перформеров, слушают их, а слышат растения. Еще один способ поговорить об одиночестве, жизни и смерти. Очень красивый способ. Вопросов больше, чем ответов. Радости мало. Но красоты и гармонии – много.

Опера «ТЕО/ Тео/ THEO». Вокалистки «ЛА ГОЛ»

  • ТЕО/ Тео/ THEO

Музыка: Артем Пысь
Текст и режиссер: Женя Беркович

Тут все зрительские рецепторы голосуют за то, что перед нами – стопроцентный хит. Три совершенно разных, герметичных и идеально выстроенных музыкальных части и текст, который попадает туда, куда надо, каждой буквой и мыслью. Иными словами, умение писать так, как это всегда делает Беркович здесь сочетается с композиторским талантом Артема Пыся комбинировать, стилизовать и создавать такую музыку, в поисках которой столичные меломаны готовы ездить куда угодно. Можно просто сообщить: одну из партий в «Тео» исполняет Наталья Пшеничникова.

Наталья Пшеничникова

То, что может спеть только она. Так, как может спеть только она. И вообще, если к персоналиям современной музыки применимо понятие «дива» – это про Пшеничникову. Ах да, знаете, о чем эта опера? О компьютерной программе, боте, которая разговаривает, советует, предлагает решения. «Нам всем нужно кому-нибудь молиться, Тео, не оставляй нас!» – скандируют в финале все персонажи. Это так реально и так страшно. Стоя на верхушке Арки Бернаскони, посреди леса, под небом голубым, хочется выкинуть к чертям свой телефон и удалиться из соцсетей. Только поможет ли?

Опера «ОТПЕЧАТКИ»

  • ОТПЕЧАТКИ

Музыка: Анна Поспелова
Текст: Екатерина Бондаренко
Режиссер: Сергей Морозов

Так важно, что этот спектакль появился в рамках «КоОPERAции». История девушки, узнавшей, что её дед был надзирателем в ГУЛАГе. Красные полоски крови-скотча на телах исполнителей. Люди в черном с мегафонами в руках, выходящие из леса. Дирижер Олег Пайбердин словно дергает за невидимые ниточки – и звуки подчиняются ему, возникая, казалось бы, ниоткуда. Зрители же подчиняются указаниям артистов, перемещаясь вокруг Павильона шишек и выстраиваясь вдоль стен. Все перешептываются: «Будто нас сейчас расстреливать будут». Шишки поглощают звуки. Время поглощает боль и историю. Но память должна оставаться. Как дорожка из красной травы, уводящая всех к Маяку.

Показалось, что «Отпечатки» чуть-чуть не попали. Нет, не в место, с этим всё идеально. В зрителей. Возможно, потому что был конец дня, в предвкушении финала, неспешно потягивая вино и веселясь, многие просто не хотели проникать и погружаться в страшные черные дыры нашего коллективного прошлого. 

Опера «БЛУЖДАЮЩИЕ ОГНИ/ FEUX FOLLETS»

  • БЛУЖДАЮЩИЕ ОГНИ/ FEUX FOLLETS

Музыка: Адриан Мокану
Текст: Дана Жанэ
Режиссер: Ася Чащинская

Представьте себе еще одну интерпретацию мифа об Орфее и Эвридике. И чтобы рассказать об этом нужен закат, река, огни, лодки. И зловещие люди-тени, и тысячи запутавшихся в самих себе слушателей, среди которых будут пробираться друг к другу ОН и ОНА. И всё это в «Блуждающих огнях» – в натуральную величину. У этого спектакля не было стен. Кроме той самой, «четвертой», зрительской. Музыка, летящая над полями-лугами. Небо, из розового превращающегося в черно-звездное под взмахи палочки своего дирижера. «Красота – уже молитва», – говорил Тонино Гуэрра. Это и была молитва. О любви, о душе, о поиске себя и того, другого, в котором ты будешь отражаться. Идеальная красота, найденная авторами и перенесенная на «сцену» Никола-Ленивца.


Архстояние закончилось, но спектакли остались. И лаборатория «КоОPERAция» продолжит свою работу. Не только открывать новые имена, объединять и интегрировать несовместимое на первый взгляд. Но и давать всем нам еще один шанс поверить в невозможное: в то, что красота и искусство могут менять мир, менять нас и оставлять робкую надежду.

Фото: Евгения Барто

Дополнительно:
321 способ выйти из комнаты. «КоОPERAция» на фестивале «Архстояние-2019»
321 способ выйти из комнаты. «КоОPERAция» на фестивале «Архстояние-2019»
321 способ выйти из комнаты. «КоОPERAция» на фестивале «Архстояние-2019»
321 способ выйти из комнаты. «КоОPERAция» на фестивале «Архстояние-2019»
321 способ выйти из комнаты. «КоОPERAция» на фестивале «Архстояние-2019»
321 способ выйти из комнаты. «КоОPERAция» на фестивале «Архстояние-2019»
321 способ выйти из комнаты. «КоОPERAция» на фестивале «Архстояние-2019»
321 способ выйти из комнаты. «КоОPERAция» на фестивале «Архстояние-2019»
321 способ выйти из комнаты. «КоОPERAция» на фестивале «Архстояние-2019»
321 способ выйти из комнаты. «КоОPERAция» на фестивале «Архстояние-2019»
321 способ выйти из комнаты. «КоОPERAция» на фестивале «Архстояние-2019»
321 способ выйти из комнаты. «КоОPERAция» на фестивале «Архстояние-2019»

Комментировать