Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Этот рассказ будет несколько необычным. Необычным потому, что речь пойдёт не столько о часах, как таковых, но о часовом калибре. О калибре, производящемся (да-да, именно в настоящем времени!) на минском часовом заводе «Луч». Это механизм — Луч 1800. Механизм этот впускается уже куда как более полувека, но и в настоящее время не потерял актуальности. Многие знают часы-однострелочники от Луча. Так вот эту единственную стрелку в них приводит в движение неувядаемый 1800.1. А сколько женских часов, доныне украшающих запястья милых дам, собраны именно на этом калибре! И часы исправно трудятся не одно десятилетие. Этот неприхотливый надёжный механизм наряжался и в золото, и в позолоту, и в простенький хромированный латунный корпус, но в какой одёжке бы он ни был, результат всегда один — отличный. А понеже выпуск его не прекращён, то ремонт этого калибра так же актуален, как и сам механизм. Однажды я обещал рассказать о нем и показать его изнутри. Выполняю обещание.

Итак, двухстрелочный механизм калибра 18 мм производства минского завода Луч:

— Тип по ГОСТ — 1800 (две стрелки без секундной и без противоударной защиты;

— Частота полуколебаний маятника — ВРН 21600;

— Прямоугольный формат 14х18 мм (20 мм от угла до угла);

— Высота 3,5 мм по платине;

— Число камней 16 штук (есть модификации 15 камней);

— Начало производства на МЧЗ «Луч» — 1955-й год;

— Количество деталей в механизме – 80 шт.;

— Количество узлов 25;

— Запас хода 36 часов;

— Точность хода от –40 до +85 секунд в сутки;

Сейчас я высыплю содержимое коробочки на стол, закрою глаза и не глядя выберу какой-то из них. Его-то и приведём в порядок в первую очередь.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Р-р-раз! — иди сюда, везунчик!

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Попался довольно ранний калибр. На мостах «женевская волна». Винт с левой резьбой не обозначен тремя шлицами. Под пяткой центрального колеса есть камень. Но на оси в платине камня нет. Забегая вперёд скажу, что при таком раскладе со временем появляется выработка в гнезде платины, ось начинает болтаться и гнездо приходится стягивать специальным Пуассоном. Посмотрим, как тут у нас дела при репассаже.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

«Гюльчатай, покажи личико!» ©… Ой, лучше не надо… Но ничего. Этот циферблат восстановлению не подлежит. Что-нибудь придумаем. Собственно, задача на данный момент восстановить работу механизма. А циферблат — это когда корпус будет. Пока придумаем что-нибудь для тестирования хода, чтобы глаз не резало и не пугало.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Для начала, как всегда, спускаем остаточное натяжение пружины и снимаем баланс, чтобы не задеть его часом.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Вот он, баланс, и так и этак.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Рассмотрим его поближе. Сразу оговорюсь — механизм мелкий, приделал макронасадку на телефон, в качестве которой замечательно сработал глазок от старого «Зенита», так что местами будет виден черный круг от оправы.

Но про баланс. Безвинтовый, колонка спирали неподвижная, выкачку неудобно регулировать, да мы и не будем, скорее всего. Не самый важный параметр. Если в допусках и с одного-двух оборотов часы запускаются, то и нечего особо напрягаться по этому поводу.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Здесь — импульсный камень, двойной ролик, цапфа не чёрная, уже хорошо. Штифты градусника с замком. Всё стандартно. Только малость дробненько, как говорят на родине механизма.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Вот механизм без баланса. Готов к дальнейшим манипуляциям. А манипулировать будем с тем самым циферблатом — снимем этот страх и ужасс.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Для того, чтобы снять циферблат, нужно отпустить два винта на гранях платины. Они мелкие, так что понадобится соответствующая отвертка. Здесь находится один крепёжный винт циферблата…

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

… здесь другой.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Итак, берём отвертку, отпускаем винты, так, чтобы ножки циферблата вышли, но винты не выпали, и снимаем циферблат, а винты досылаем внутрь до упора, пусть там посидят, чтобы не потерялась такая маковозёрная мелочь.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Циферблат снят. Отложим его в сторону. Может, сгодится на что ещё, если с ним поработать, хотя… «Сомневаюсь я однако!» ©

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Вот. Снимаем пружинную шайбу, часовое колесо…

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

… и сразу же аккуратненько снимаем минутный триб. Помните — он на тугой посадке. Усилие прилагаем, но — дозированное, с обратной, так сказать, связью работаем.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Теперь демонтируем анкерную вилку. Мост сложной конфигурации. Два винта крепления моста — разной длинны. запоминаем, который где. Невнимательность чревата поломкой механизма в худшем случае, а в лучшем — остановкой.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Баланс и анкерная вилка демонтированы.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Здесь — лого завода и обозначение типа механизма.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Демонтируем колёсную систему заводного механизма — колесо барабана и заводное колесо. Левая резьба на винте заводного колеса никак не обозначены. Стыд вам, Господа разработчики!

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Вот все детали: колесо барабана с винтом, заводное колесо, втулка оси заводного колеса, винт с левой резьбой.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Теперь — ангренаж. Вывинчиваем два винта крепления моста ангренажа и снимаем мост. Под мостом находится колёсная система.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Рассмотрим мост ангренажа. Форма несложная. Мост декорирован «женевской волной». В мосте четыре камня колесной системы.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

С обратной стороны мост выглядит сложнее. Здесь немало фрезерованных площадок разной высоты. Честно говоря, непростая работа.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Снимаем колёса.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Вот они все дружной компанией перед нами. Да, ещё. Пинцет в этот раз — самый тонкий. Детали, как никак, а мелкота.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Разбираем узел двигателя. Снимаем мост барабана и барабан.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Перед нами барабан с мостом и тремя крепёжными винтами.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Мост барабана с лицевой стороны.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

И с обратной стороны.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Извлекаем пружину из барабана. Пружина S-образная. Благодаря этому при небольшой длине у двигателя неплохой запас хода, а при небольшом балансе приемлемая погрешность хода.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Протираем пружину промасленной ветошкой, стараясь не нарушить конфигурацию изгибов. Барабан и крышку барабана промываем бензином и отчищаем от продуктов износа ватной палочкой. Где надо, помогаем путцхольцем.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Вуаля! Пружина и детали сияют. Пусть полежат пока, а мы продолжим перебирать механизм.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Так выглядит короткий конец пружины с осью барабана — коре.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Длинный конец пружины с мечевидной пружинной накладкой.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Пора заняться ремонтуаром. Кстати, обратили внимание, что доселе ни разу не упомянута «волшебная кнопка» разъединителя заводного вала? А её в этом механизме просто нет! Для того, чтобы снять вал, нужно разобрать ремонтуар.Вот так. Поэтому механизмы эти устанавливались в такие корпуса, которые не требовали извлечения вала при разборке. Корпуса состояли из двух половин. Половинки разнимались, и механизм вынимался вместе с валом.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Снимаем крышку ремонтуара. Крышка довольно сложной конструкции. Под крышкой-мостом находятся детали ремонтуара, переводное и вексельное колёса.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Вот крышка-мост ремонтуара. Не так всё просто, целая система лекал.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Разбираем детали ремонтуара и снимаем накладной камень баланса. При демонтаже — особая осторожность с R-образной пружиной. Улетает так, что потом не отыщешь.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Ну вот. Механизм разобран. Отправляем детали в бензин. Вот сколько «добра» из него сразу же поплыло. Пусть полощется, отмокает, а мы пока займёмся профилактикой баланса.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Вывинчиваем винт колонки баланса и снимаем колесо баланса вместе со спиралью баланса.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Колесо аккуратно промываем в чистом бензине и просушиваем на салфетке, легонько продувая воздухом из груши. После этого на всякий случай размагничиваем.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Снимаем накладной камень с моста баланса вместе с градусником. Здесь хорошо видны штифты градусника с замком Замок открыт, мы снимали колесо со спиралью. Что теперь? Теперь макаем путцходьц в бензин и влажным деревом протираем накладной камень до чистоты. Этот калибр с накладным камнем. А одно время мне попадались калибры — «перестроечные» — у которых вместо камня устанавливались накладки из металла. Рационализаторы… Но «голь на выдумки хитра». И что, работали!

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Камень чист. Наносим смазку. МБП-12. Капелька — как на фото, не больше.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Ополаскиваем мост баланса в бензине,

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

просушиваем,

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

и собираем баланс.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Теперь переходим к чистке остальных деталей механизма, которых, как утверждает техническое руководство, аж восемьдесят штук

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

и приводим их в сияющее состояние. Привели. Теперь «пусть ворона сохнет» ©, а я пойду чайку попью перед сборкой механизма и отдохну малость.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Итак, собираем. Начинаем с ремонтуара. Для начала устанавливаем вал и на него надеваем элементы кулачковой муфты.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Затем собираем рычажную систему и устанавливаем на оси переводное и вексельное колеса.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Устанавливаем и закрепляем винтами мост крышку ремонтуара.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Смазываем накладной камень баланса. Небольшая капля — 70% от площади камня — МБП-12…

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

… и устанавливаем камень на платину.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Переходим на быструю сторону.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Но для начала соберём барабан. Устанавливаем в него вычищенную и смазанную пружину. При сборке не забываем следить за тем, чтобы выступы мечевидной накладки оказались в пазах.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Дополнительная капля масла — здесь применяем «Б-1» и закрываем крышку.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Барабан собран. Смазываем ось коре…

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

… и устанавливаем барабан на платину.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Накрываем барабан мостом барабана.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Теперь ангренаж. Рассматриваем под микроскопом состояние колёс. Промежуточных,

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

центрального,

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

анкерного. Всё ОК. Можно собирать колёсную систему.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Устанавливаем колёса на платину — попадаем цапфами в камни, выравниваем, добиваемся минимальных перекосов.

Сейчас будет самая неприятная и кропотливая часть сборки — накрывание ангренажа мостом. Здесь неудобства усугубляются необходимостью свести под один мост четыре оси. Повозиться придётся, но нет ничего ничего не возможного и…

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

… через минут десять ангренаж собран.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Возвращаемся к медленной стороне…

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

… и устанавливаем на ось центрального колеса минутный триб.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Ополаскиваем в чистом бензине анкерную вилку, смазываем рабочие поверхности палет.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Затем устанавливаем на место колёса заводной системы, смазываем камни ангренажа, проверяем скат — ОК! — и монтируем на место анкерную вилку.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Заводим пружину и устанавливаем баланс. Побежал!

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Замечательно. Однако, циферблат таки да нужен, чтобы придать механизму законченный часовой вид.

Итак, устанавливаем на ось минутного триба часовое колесо,

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

пружинную шайбу часового колеса

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

и вот такой циферблатик. Стрелочки простые, чёрненькие, но в общем они гармонируют.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Вот. В таком виде механизм можно использовать, как часы.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Тем более, что конструкция калибра 1800 включает в себя обязательный элемент — крышку-пыльник. Так что часы получаются как бы в двойном корпусе. Защиты от влаги это вряд ли добавит, но вот от пыли защитит.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Вот в таком виде под стеклянным колпаком часы чувствуют себя вполне комфортно. Думаю, в скором времени механизму найдётся достойный мундир, а честь его он явно не опозорит.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

P.S.

Ой, а как же результаты измерений!

Синхронизм слегка нарушен, оставим, как есть, это в допусках, тем более, что на ход этот никак не сказывается. А одиннадцать секунд… ну так это же аж минута в неделю! Для женского механизма — супер. Можно, конечно, поиграться, но смысла не вижу.

Калибр Луч 1800. Жив, курилка!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: