Agkz.ru - игровой новостной портал
Рецензия на спектакль «Тождество Эйлера», площадка «Скороход». Играть так играть

Рецензия на спектакль «Тождество Эйлера», площадка «Скороход». Играть так играть

Рецензия на спектакль «Тождество Эйлера», площадка «Скороход». Играть так играть

Олег Христолюбский поставил в «Скороходе» «Тождество Эйлера» — спектакль без актёров, основанный на математической формуле. Пьесу Александры Сальниковой он разложил на фрагменты — аудио, текстовые, визуальные, — распределил их между одиннадцатью ноутбуками и пустил зрителя самостоятельно собрать себе спектакль в такой срок (доступное время просмотра — пять часов) и таким образом, как ему самому это удобно.

Рецензия на спектакль «Тождество Эйлера», площадка «Скороход». Играть так играть

Прямоугольник, ограниченный тёмными шторами — квартира, которую как будто порвали на части и взболтали: кухня в пустых кружках и яблочных огрызках; гладильная доска со стопками одежды; старое трюмо, усыпанное флаконами и расчёсками; матрас с разбросанным бельём; рабочий стол, заваленный книгами и пластинками, с грудой мятых листов и пустых бумажных стаканов. Неупорядоченность как отражение внутреннего мира.

Рецензия на спектакль «Тождество Эйлера», площадка «Скороход». Играть так играть

Освобождённый зритель осваивает пространство: стоит, сидит и лежит, строит пирамидки из стаканов, переставляет пустые бутылки, листает книги и тетради (в одной из них — конспект лекции о «Тошноте» Сартра), включает собачку на батарейках (у неё жутковато светятся глаза, она вязнет лапками в складках ковра и почти не двигается с места). Место, обитатели которого существуют только как голоса, живёт и дышит.

Рецензия на спектакль «Тождество Эйлера», площадка «Скороход». Играть так играть

К каждой локации привязан свой фрагмент: диалог звучит в наушниках, сцену частично описывает текст с листа, лежащего на клавиатуре ноутбука. На экране — наполовину реалистический, наполовину символический видеоряд. В общем, зритель потребляет контент в традиционной сейчас (слегка шизофренической) манере, когда смотришь одно, слушаешь другое, а еще читаешь сразу из нескольких вкладок в браузере и отвлекаешься на мессенджер. Получается такая экзистенциалистская игровая комната для большого подростка, где можно трогать и перекладывать вещи, смотреть-читать-слушать, залипать на фракталы, подглядывать чужую жизнь, проникаться бессмысленностью существования. И в этой подростковости есть правда, потому что когда ещё осознавать законы Вселенной, если не в мучительное время взросления, когда все чувства выкручены на максимум?

Рецензия на спектакль «Тождество Эйлера», площадка «Скороход». Играть так играть

Хлам вокруг живописен, он весь — про человека, который стремится обрасти вещами, освоить, заполнить пространство, впечататься в окружающий мир — но раз за разом приходит к нулю. А этот ноль — хитрый перевёртыш: вроде и новое начало, после которого может случиться всё, что угодно, а вроде и часть одной и той же математической формулы, воплощаемой без изменений.

Рецензия на спектакль «Тождество Эйлера», площадка «Скороход». Играть так играть

Согласно анонсу спектакля, фрагменты можно компоновать как угодно, но они складываются в довольно последовательную историю (хотя, если следовать ключевой мысли про заветы Пуанкаре, никто не гарантирует, что между ними не прошло несколько сотен миллиардов лет — до следующего повторения Вселенной). Альтернативные сборки имеют право на существование, но выглядят немного притянутыми за уши. Впрочем, можно не переставлять фрагменты местами, а фантазировать о том, что было в пропусках. Это пространство между — и есть самое интересное. Достраиваешь — и получаешь исповедальную историю об одиночестве и поиске себя. Или лабораторную работу о бунте и саморазрушении. Или мелодраму о любовном многоугольнике. Или социальную драму о молодёжи и кривой дорожке. Или сюрреалистическую фантазию в духе «Господина Никто». Или — если отвлечься от содержания и сосредоточиться на форме — социальный эксперимент над зрителем, дрейфующим в открытом театральном космосе….


Любая конкретная интерпретация выглядит ложью, потому что сводит многообразие возможных трактовок к одной. Благо, можно вообще отказаться от интерпретирования и сосредоточиться на ассоциациях или вообще отвлечься от содержания и пойти за формой, погрузиться в атмосферу на уровне ощущений. Играть так играть!

Режиссёр: Олег Христолюбский 

Текст: Александра Сальникова 

Саунд-дизайн: Анастасия Насонкина 

Голоса: Надежда Алексеева, Полина Теплякова, Адель Валлиулина, Владимир Кузнецов

Место: Площадка «Скороход»

Комментировать