Agkz.ru - игровой новостной портал
Рецензия на спектакль «Чайка», Камерный театр Малыщицкого. Шерешевский готовит капусту

Рецензия на спектакль «Чайка», Камерный театр Малыщицкого. Шерешевский готовит капусту

Рецензия на спектакль «Чайка», Камерный театр Малыщицкого. Шерешевский готовит капусту

Стареющая актриса Аркадина с сердечным другом, известным драматургом Тригориным, гостит в усадьбе у своего брата, где живёт и её сын, Костя Треплев. Костя — начинающий литератор в поиске новых форм. Он пишет пьесу и ставит её, взяв на главную роль соседку, Нину Заречную, в которую он влюблён. Свою версию чеховского сюжета представил в КТМ Пётр Шерешевский. И она может помочь иным приверженцам классики полюбить современный театр.

Рецензия на спектакль «Чайка», Камерный театр Малыщицкого. Шерешевский готовит капусту

Во-первых, режиссёр практически неприкосновенным оставляет текст Чехова, обыгрывая его и вплетая в него новые символы. Редко кое-где персонажи позволяют себе вольности: напевают что-то современное, травят анекдот или сетуют на то, что «текст закончился». Во-вторых, Чехов писал комедию, и Шерешевский ставит именно её. В спектакле много смешного, взять хотя бы реакцию аудитории на перформанс Кости. Или Медведенко, который носит костюм медведя и объясняется с помощью табличек. Ближе к концу фигура Медведенко станет трагически страшной («Но наш ребёночек голоден!»), но в зале по инерции продолжат смеяться — и это еще один реверанс в сторону автора.

Рецензия на спектакль «Чайка», Камерный театр Малыщицкого. Шерешевский готовит капусту

В-третьих, постановка сочетает в одном художественном пространстве разные театральные традиции и разные способы существования: тут и трагедийная патетика, и шекспировская/брехтовская традиция разрушения четвёртой стены, и психологический театр во всей красе, и концертный формат с конферансом, и пост-драма. И оказывается что «перформативный бред» прекрасно может сосуществовать с классикой, что бы там ни говорила Аркадина.

Рецензия на спектакль «Чайка», Камерный театр Малыщицкого. Шерешевский готовит капусту

(Кстати, конфликт «отцов и детей» времён Чехова идеально ложится на современность: «котик начитался Фишер-Лихте» и знает, что такое «перформанс», а его умудрённая опытом маменька считает его искания признаком отсутствия таланта и уверена, что никакой молодёжи с ней — звездой классического театра — не сравниться. И вообще, сыну неплохо бы вспомнить, что он — не кот, и у него — не лапки, и пойти поработать… Ничего не напоминает?)

Рецензия на спектакль «Чайка», Камерный театр Малыщицкого. Шерешевский готовит капусту

Шерешевский парадоксальным образом примиряет конфликт, который у Чехова оказался неразрешённым: он рассказывает о столкновении форм, сочетая формы, и показывает, что никаких противоречий нет на самом деле — была бы любовь. А её у героев как раз и нет. Любовные треугольники заострены и неразрешимы: Маша любит Костю, Костя — Нину и Аркадину, Нина — Тригорина. Аркадина любит себя (и это несчастливая любовь, потому что заставляет страдать всех вокруг). А Тригорин любит творчество, и тоже несчастливо, потому что ненасытно. А если учесть, что творчество здесь, кажется, поставлено в синоним к любви, является её суррогатом, можно сказать, что он любит любовь как факт. Именно в прекрасное, юное чувство Нины он влюбляется, сминая её, как хрупкую птицу.

Рецензия на спектакль «Чайка», Камерный театр Малыщицкого. Шерешевский готовит капусту

В конце спектакля герои рассказывают о себе и своей тяге к творчеству как в клубе анонимных алкоголиков. Любовь и признание — это их наркотик. Но того, что удаётся получить, катастрофически не хватает. В этом смысле интересно символическое выражение творчества — капуста. Снимай лист за листом — а найдешь только кочерыжку. «Пусто! Пусто! Пусто!» А ещё холодно и страшно. От холода герои защищаются спасательными одеялами (и только Аркадина демонстративно перевернёт своё другой стороной: скорее мир нужно защищать от неё!).

Быть известным писателем для Кости значит быть любимым прежде всего ею, и в своей пьесе он выдаёт свою тоску по ней: «львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы» — это и фарфоровые фигурки из дома, где мама, и жители Оленьей страны из детской песенки.

Рецензия на спектакль «Чайка», Камерный театр Малыщицкого. Шерешевский готовит капусту

Катя Ионас играет Аркадину как сильную, одарённую личность, которая замкнута на себе и готова на всё для обеспечения собственного комфорта. Её высокомерная нетерпимость к окружающим показана в нюансах, а взаимоотношения с сыном блестяще иллюстрирует выуженная режиссёром из текста метафора с гвоздём. Её тщеславие и неспособность любить кажутся чуть ли не корнем зла, и логичным выглядит её одиночество в финальной сцене.

Рецензия на спектакль «Чайка», Камерный театр Малыщицкого. Шерешевский готовит капусту

Впрочем, все артисты здесь на своих местах в объёмных, ярких образах: тщеславный подкаблучник Тригорин (Коваленко), который настолько без ума от рыб, что Нина одевается в русалочий хвост, чтобы покорить его; волшебно красивая Нина (Пестова), такая соблазнительная в начале и такая изломанная в конце; обожжённый холодом, недолюбленный невротик Костя (Худяков); несчастная Маша (Змерзлая) с застывшей маской Пьеро — кукла, отданная в жёны сказочному чудищу; трикстер-Шамраев (Балашов), который мало того, что лошадей не даёт, так еще и спойлерит финал…


Многослойную, насыщенную символикой постановку тоже можно сравнить с капустой. Но, в отличии от своих героев, Шерешевский готовит её с любовью и сочувствием, поэтому ощущения пустоты не остаётся.

Место: Камерный театр Малыщицкого

Режиссёр: Пётр Шерешевский

Художник: Надежда Лопардина

Копозитор: Ник Тихонов

Свет: Юрий Соколов

В ролях: Катя Ионас, з.а. России Виталий Коваленко, Александр Худяков, Карина Пестова, Виктор Гахов, Олег Попков, Светлана Балыхина, Андрей Балашов, Дарья Змерзлая, Антон Ксенев/Ник Тихонов.

Продолжительность спектакля: 2 часа 55 минут